Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54

Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru

Мы в инстаграме Наша группа вконтакте
Новости

16 марта 2009

Открытый международный тренинг «Как разрешать и предупреждать конфликты?»

Открытый международный тренинг «Как разрешать и предупреждать конфликты?»

        11 и 13 марта 2009 года на юридическом факультете МЮИ состоялся открытый международный тренинг по основам конфликтологии «Как разрешать и предупреждать конфликты?» и переговорному процессу. Занятие подготовила и провела д.с.н., профессор Кафедры международного и европейского права МЮИ Л.С. Рубан, адресуя его, в первую очередь, вниманию студентов старших курсов очной формы обучения, избравших международно-правовую специализацию. Данному курсу лекций и практических занятий предшествовало важное для института событие: 26 февраля 2009 года Международный юридический институт подписал Меморандум о сотрудничестве с Антитеррористическим центром СНГ. В работе семинара – тренинга, помимо студентов, приняли участие - представитель Республики Казахстан в Антитеррористическом центре СНГ и сотрудник отдела международных связей Управления воспитательной работы института. Семинар был построен из нескольких разноплановых блоков работы:

- лекции по основам конфликтологии и переговорного процесса;

- ролевой игры «Посредник» и работы в парах (минитренинг);

- деловой ситуационно-ролевой игры.

         Наибольший интерес со стороны студентов вызвала деловая командная ситуационно-ролевая игра. Присутствующие студенты образовали три команды – «Смелые» // «Осторожные»// «Осторожненькие». Всем был предложен некоторый набор коммуникативный ситуаций, связанный с задачами командообразования, моделированием «психологического портрета команды» и созданием диалогового пространства между участниками команд. В ходе игры ребята очень творчески относились ко всем заданиям и в результате выполнили те задачи, которые и являли собой цель игры.

       Детальную характеристику о ходе семинара предоставила руководитель проекта международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» (Мост между Западом и Востоком – «Bridge between East and West» д.с.н., профессор кафедры международного и европейского права Л.С. Рубан:

Лекции по основам конфликтологии и переговорного процесса

      - В лекциях был сделан развернутый сравнительный анализ отечественных и зарубежных конфликтологических концепций и практических разработок, обобщен опыт ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков: Роджера Фишера и Уильяма Юрии («Стратегия эффективных переговоров» - по курсу Гарвардской школы права, США), Уильяма Линкольна и Бреда Уоррэна («Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество» - курс Университета Такома, США), Арнольда Минделла (семинар «Разре-шение хронических конфликтов» по курсу университета Сиэтла, США) и Анатоля Рапопорта («Основы конфликтологии, инрового моделирования конфликтных процессов и игротехники» по курсу Университета в Торонто, Канада).

       На первом занятии раскрывается, что такое конфликт и что такое консенсус, типичные причины конфликтов и их динамика, участники конфликта, явные и скрытые. Даются оценки эффективности выбора метода для разрешения конфликтов по следующим критериям:

а) издержки,

б) влияние на отношения,

в) удовлетворенность результатом,

г) возможность продолжения конфликтов.

       Во второй лекции анализируется поведение в условиях конфликта и его психологическая природа. А именно: пять основных видов поведения в конфликте; негативные виды поведения, которые необходимо нейтрализовать (выяснить, почему другая сторона ведет себя трудным (проблемным) образом), определятся основные качества и характеристики эффективного посредника.

       В ходе мини-тренинга - ролевой игры «Посредник» закрепляются навыки активного слушания и нарабатываются умения ведения эффективной посреднической деятельности.

       В третьей лекции «Эффективное управление конфликтом, методы и способы разрешения конфликтов» студенты знакомятся с тремя подходами к разрешению конфликта: с применением силы, на правовой основе, с учетом интересов сторон.

       Для наработки навыков эффективной работы с конфликтующими сторонами вычленяются основные структурные компоненты конфликта: интересы; проблемы; предложения, даются их определение и характеристика. Затем проводится анализ различий между интересами, проблемами и предложениями. Завершается лекция изучением пяти этапов стратегии эффективного разрешения конфликта, формирования толерантности и достижения поставленной цели.

Деловая командная ситуационно-ролевая игра

      - Деловая командная ситуационно-ролевая игра, условно названная «Озеро», впервые была применена в России в октябре 1992 г. специалистами из Великобритании Розитой и Питером Джарменами на специальном семинаре для членов общественного движения «Сотворчество народов во имя жизни» - «Сенежский форум». В ходе игры решалась задача по выработке навыков объективности формирования и оценки оппонента, что включает:

1) - ситуационную идентификацию;

2) - самохарактеристику;

3) - характеристику оппонентов;

4) - предполагаемую самохарактеристку оппонентов;

5) - предполагаемую характеристику оппонентами вас.

       Цель игры - подготовить обучаемых к эффективному социальному действию, что реализуется через задачи: смоделировать все этапы будущей деятельности, сформировать необходимые навыки и умения, способность анализировать и прогнозировать развитие событий для объективного принятия решений.

       Следует отметить, развитию у обучаемых коллективной рациональности, наработке опыта принятия адекватных решений в сложных ситуациях служат командные игры, которые к тому же должны выработать у участников таких игр навыки и умения взаимодействия в коллективе, в том числе в процессе переговоров.

       Одна из первых и основных задач командных игр: сформировать внутрикомандное единство, для чего, по мнению специалистов, необходимо осуществление двух основополагающих принципов: РАВЕНСТВА и ПРИЧАСТНОСТИ. Итак, целью командной игры является достижение внутри-командного КОНСЕНСУСА, который в качестве меры воздействия пред-полагает убеждение, а не давление на членов команды, что требует большого терпения, больших затрат времени и нервной энергии от всех членов группы.  

      

       После достижения внутрикомандного единства, можно переходить к следующему этапу игры - взаимодействию с другой группой игроков, выполняющих роль противоборствующей стороны. Перед началом игры устанавливаются ее правила, которые принимаются и выполняются всеми участниками. Правила игры, обязательные для всех игроков и включают следующие требования:

- игроки должны четко выполнять правила, придерживаться заданного сценария, не выходить из роли и игровой ситуации, но в то же время подходить к ней активно и творчески;

- уметь (учиться) оперативно реагировать на ситуацию и ее изменение;

- при необходимости искать новые пути решения проблемы и не зацикливаться на поведенческих стереотипах и шаблонах, которые возможно уже эффективно сработали в предыдущей ситуации;

- в основе успешного игрового процесса лежит взаимное уважение друг друга и чужой точки зрения (необходимо помнить, что любая точка зрения, какой бы абсурдной она не казалась на первый взгляд, имеет право на существование);

- соблюдение «принципа конфиденциальности»: высказанные мнения, игровые позиции и действия не должны распространяться на реальных людей, играющих ту или иную роль, и не могут быть использованы против них после игры;

- игроки в процессе игры должны сдерживать свои чувства и эмоции, не зависимо от той роли, которая им досталась, и от игровой ситуации, даже самой экстремальной;

- игроки должны помнить, что игра – это только игра и не относиться к ней как к реальной жизненной ситуации.

       В ходе ситуационно-ролевой игры у слушателей закрепляются поученные знания по конфликтологии и переговорному процессу и нарабатываются навыки и умения эффективного предупреждения и разрешения конфликтов. Игра используется для объективной оценки ситуации, себя и другой стороны:

- Учет ситуации;

- Адекватная самохарактеристика;

- Адекватная характеристика других участников;

- Эффективное прогнозирование - предполагаемая самохарактеристка оппонентов;

- Эффективное прогнозирование - предполагаемая характеристика оппонентами вашей команды.

       В завершающей части занятия проводится разбор и анализ игры по соответствию ситуации и заданным ролевым характеристикам. После выполнения задания, группами зачитываются ответы на поставленные вопросы и самими участниками игры выставляются оценки). Таким образом, игра выполняет функцию наработки и закрепления практических навыков, необходимых при ведении переговорного процесса.

Общая характеристика тренинга

       Если мы вернемся к общей характеристике тренинга, то следует отметить, что он проходил с использованием активных методов проведения занятий и современных мультимедийных аудиовизуальных средств (использовались слайдовые презентации, видиофильм «Красные ботинки», предоставленный нашими партнерами из Великобритании в ходе стажировки в Лондоне в октябре 2008 г. Этот фильм знакомил учащихся как видится нашим партнерам проблема разрешения этнических конфликтов, расового неравенства и сегрегации).

        Для слушателей был подготовлен раздаточный материал и словарь конфликтологических и тематических терминов. Кроме того, на занятиях также используется огромный материал, накопленный за двадцать лет исследований институтской программой «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации», которая проводится с 1989 по настоящее время в десяти российских регионах: г. Астрахани и Астраханской области, Грозном, Иванове, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Нальчике, Назрани, Пскове и Ставрополе, и включает этноконфликтологический мониторинг в форме крупномасштабного лонгитюда, не имеющего аналогов в нашей стране и за рубежом.

       Курс по основам конфликтологии и переговорного процесса читается по авторскому учебнику «Как разрешать конфликты и формировать толе-рантность», изданному в 2008 г. благодаря спонсорской помощи наших партнеров из Великобритании в рамках международной программы «Толерантность и многообразие».

Международный проект «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции»

В рамках международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» (Мост между Западом и Востоком – «Bridge between East and West» - руководитель проекта – д.с.н., профессор кафедры международного и европейского права Рубан Л.С.) Международного юридического института действуют четыре программы:

- «Нефтегазовые ресурсы России в контексте энергетической безопасности»,

- «Безопасность и контртерроризм»,

- «Разрешение конфликтов и формирование толерантности» и «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации»,

- по подготовке кадров, повышению квалификации и проведению международных обменов специалистов.

       Наш проект международный, в нем участвуют зарубежные партнеры: Университет г. Ниццы София Антиполис, соруководитель с французской стороны - доктор права, профессор К. Валлар, Университет Циньхуа (г. Пекин, КНР), соруководитель с китайской стороны - д.с.н., профессор Ван Ци, Университет им. Джавахарлала Неру (г. Дели, Индия), соруководитель с индийской стороны - доктор политологии, профессор Арун Моганди.

      В проект входит:

- совместная разработка и проведение научно-исследовательской работы в приоритетных сферах: право, международные отношения, безопасность, экономика, энергетика, разрешение конфликтов, переговорный процесс, формирование толерантности, этнические отношения и др.;

- совместное проведение научно-практических конференций, круглых столов и других форумов с обобщением полученных на них результатов;

- совместная подготовка, разработка и совершенствование учебных программ и учебной литературы;

- совместное издание учебников, учебно-методических пособий, монографий, брошюр, статей (в настоящий момент готовятся к изданию учебные пособия по основам безопасности и контртерроризма и по разрешению конфликтов и формированию толерантности);

- сотрудничество и обмен опытом по организации подготовки специалистов, воспитательной работе, обменным поездкам студентов и преподавателей;

- сотрудничество по совместной разработке нормативно-правовой базы по профильной деятельности.

       Наш институт стремится расширить связи по сотрудничеству с государствами и организациями Содружества Независимых Государств. К примеру, уже накоплен эффективный опыт сотрудничества с Межправительственным советом по нефти и газу СНГ по подготовке модельного рамочного закона по разработке морских углеводородных месторождений (Соглашение от 10 августа 2008 г.).


Array
(
    [ID] => 3699
    [IBLOCK_ID] => 37
    [NAME] => Открытый международный тренинг «Как разрешать и предупреждать конфликты?»
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [IBLOCK] => Array
        (
            [ID] => 37
            [~ID] => 37
            [TIMESTAMP_X] => 03/12/2014 11:19:07
            [~TIMESTAMP_X] => 03/12/2014 11:19:07
            [IBLOCK_TYPE_ID] => muinews
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => muinews
            [LID] => en
            [~LID] => en
            [CODE] => 
            [~CODE] => 
            [NAME] => Главная новостная лента МЮИ
            [~NAME] => Главная новостная лента МЮИ
            [ACTIVE] => Y
            [~ACTIVE] => Y
            [SORT] => 500
            [~SORT] => 500
            [LIST_PAGE_URL] => /news/index.php?ID=37
            [~LIST_PAGE_URL] => /news/index.php?ID=37
            [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/detail/index.php?ID=#ELEMENT_ID#
            [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/detail/index.php?ID=#ELEMENT_ID#
            [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/list.php?ID=#ID#
            [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/list.php?ID=#ID#
            [PICTURE] => 
            [~PICTURE] => 
            [DESCRIPTION] => 
            [~DESCRIPTION] => 
            [DESCRIPTION_TYPE] => text
            [~DESCRIPTION_TYPE] => text
            [RSS_TTL] => 0
            [~RSS_TTL] => 0
            [RSS_ACTIVE] => Y
            [~RSS_ACTIVE] => Y
            [RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [RSS_FILE_LIMIT] => 10
            [~RSS_FILE_LIMIT] => 10
            [RSS_FILE_DAYS] => 0
            [~RSS_FILE_DAYS] => 0
            [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y
            [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y
            [XML_ID] => 
            [~XML_ID] => 
            [TMP_ID] => 84eeb70fbd6e40cd05eae3b095e98f5f
            [~TMP_ID] => 84eeb70fbd6e40cd05eae3b095e98f5f
            [INDEX_ELEMENT] => Y
            [~INDEX_ELEMENT] => Y
            [INDEX_SECTION] => Y
            [~INDEX_SECTION] => Y
            [VERSION] => 1
            [~VERSION] => 1
            [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [EDIT_FILE_AFTER] => 
            [~EDIT_FILE_AFTER] => 
            [SECTIONS_NAME] => Разделы
            [~SECTIONS_NAME] => Разделы
            [SECTION_NAME] => Раздел
            [~SECTION_NAME] => Раздел
            [ELEMENTS_NAME] => Новости
            [~ELEMENTS_NAME] => Новости
            [ELEMENT_NAME] => Элемент
            [~ELEMENT_NAME] => Элемент
            [SECTION_CHOOSER] => L
            [~SECTION_CHOOSER] => L
            [BIZPROC] => N
            [~BIZPROC] => N
            [LIST_MODE] => 
            [~LIST_MODE] => 
            [SOCNET_GROUP_ID] => 
            [~SOCNET_GROUP_ID] => 
            [RIGHTS_MODE] => S
            [~RIGHTS_MODE] => S
            [SECTION_PROPERTY] => 
            [~SECTION_PROPERTY] => 
            [WORKFLOW] => Y
            [~WORKFLOW] => Y
            [PROPERTY_INDEX] => 
            [~PROPERTY_INDEX] => 
            [CANONICAL_PAGE_URL] => 
            [~CANONICAL_PAGE_URL] => 
            [EXTERNAL_ID] => 
            [~EXTERNAL_ID] => 
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [SERVER_NAME] => lawacademy.ru
            [~SERVER_NAME] => lawacademy.ru
        )

    [LIST_PAGE_URL] => /news/index.php?ID=37
    [~LIST_PAGE_URL] => /news/index.php?ID=37
    [SECTION_URL] => 
    [SECTION] => Array
        (
            [PATH] => Array
                (
                )

        )

    [IPROPERTY_VALUES] => Array
        (
        )

    [TIMESTAMP_X] => 15/04/2009 15:15:52
    [DETAIL_PAGE_URL] => /news/detail/index.php?ID=3699
    [PREVIEW_PICTURE] => 
)
Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок