Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54

Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru

Мы в инстаграме Наша группа вконтакте
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Ходусов А.Н., 

доктор педагогических наук, 

профессор Курского государственного университета, 

академик Международной академии наук  

педагогического образования (МАНПО),  

академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) 

 

 

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 

 

Углубление и необратимость социально-экономических преобразований в России определяют новую цель системы образования. Главной целью профессионального образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и профессиональному самоопределению в условиях модернизации современной отечественной экономики. Цель профессионального образования позволяет конкретизировать задачу – детерминанту профессионального воспитания будущих специалистов. 

Это, прежде всего, задача воспитания студентов в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья. 

Социально-педагогическая ситуация, в которой осуществляется профессиональное и личностное становление сегодняшних студентов, требует рассматривать подготовку будущих специалистов в широком образовательном контексте и с учетом того, что образование включает в себя воспитание, обучение и развитие. Поэтому проблемы формирования профессиональной компетентности, социального и духовно-нравственного развития будущих специалистов, раскрытия их творческого потенциала должны стать основополагающими в совершенствовании профессиональной подготовки студентов. Важная роль в этом принадлежит профессионально-личностному воспитанию. При этом профессионально-личностное воспитание понимается как целостный процесс формирования личности будущего специалиста, его мотивационно-нравственной сферы, фундаментальных знаний, его духовной и профессиональной культуры. 

Профессионально-личностное воспитание как целенаправленный процесс, предполагает управление развитием личности будущего специалиста через включение его в базовую культуру (профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую), социальные отношения и процесс профессиональной самореализации. Такая трактовка профессионально-личностного воспитания представляет собой последовательное, диалектичное движение к цели, результат которого -обретение будущим специалистом системы профессиональных компетенций ценностей и идеалов, расширение его духовных потребностей и интересов, социально-ценных мотивов, обогащение эмоциональной сферы, нравственно-эстетических чувств, освоение прикладных умений, привычек, опыта саморефлексии. 

Основной целью Концепции является определение роли и места профессионально-личностного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Концепция профессионально-личностного развития и воспитания будущего специалиста представляет собой научное обоснование стратегических целей воспитания студентов, построение модели личности профессионального, компетентного специалиста, которая рассматривается в качестве конечного результата образовательно-воспитательной и развивающей деятельности вуза в соответствии с системой педагогических принципов, определяющей содержание процесса профессионально-личностного воспитания, основные методы воспитательной работы, а также условия ее эффективности. 

Воспитательная работа в вузе основывается на системной интеграции, учебной, внеучебной, научно-исследовательской и социокультурной деятельности вуза, также реализующих воспитательную функцию. 

Целевые ориентиры воспитательной деятельности вуза вырабатываются на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», а также ФГОС ВПО третьего поколения. 

Методологическую основу профессионально-личностного воспитания студентов вуза составляет личностно-ориентированный подход, признающий человека абсолютной ценностью. Личностно-ориентированное воспитание ставит во главу угла самобытность человека, его самоценность. Данный подход опирается на идеи философской антропологии, экзистенциальной философии, гуманистические взгляды отечественных философов о человеке: 

·         становлении творческой личности, творческого специалиста в социально и личностно ценной деятельности и общении, ориентированных на полноту личностного самовыражения; 

·         саморазвитии и профессиональном становлении как духовно-практическом преобразовании с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения; 

·         самообразовании, как главном слагаемом личностно-профессионального становления, способствующем увеличению числа «степеней свободы» и углублению профессиональной компетентности, социальности будущего специалиста.  

Для успешной реализации вузом воспитательной функции необходимо создавать воспитательно-развивающую среду и воспитательную систему вуза, способствующих личностному развитию студента, воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, человека с высоким уровнем культуры и нравственности. 

Воспитательно-развивающая среда института рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов профессионального воспитания в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной деятельности. Такой подход позволяет реализовывать вариативно-программный подход в выборе форм, средств и методов профессионально-личностного воспитания в соответствии с профилем профессиональной подготовки, кругом научных и профессиональных интересов ее субъектов. Особое внимание должно уделяться компетентностным, нравственным, психолого-педагогическим, правовым аспектам профессиональной деятельности, включению студентов в творческую работу и самостоятельный профессиональный поиск. 

Стратегия воспитания должна основываться на стимулировании сознательной активности личности, направленной на ее самоактуализацию, компетентностную самореализацию в условиях социально-профессиональной деятельности. 

Вуз осуществляет воспитательную функцию, которая, наряду с обучающей, исследовательской, культурологической, профессиональной относится к числу основных. 

Воспитательная функция института имеет свои особенности: она не исчерпывается какой-либо одной специфической (воспитательной) деятельностью, а пронизывает все виды деятельности, в которые включается личность в период обучения в вузе, что позволяет создать эффективную модель воспитательной системы. 

Функционирование воспитательной системы института базируется на интегрированной совокупности подходов. Это прежде всего 

Ценностно-ориентированный подход к построению воспитательной 

системы вуза 

Принципиальным отличием современного периода развития отечественного профессионального образования является переход от целеориентированных воспитательных систем к ценностно-ориентированным воспитательным системам. В отличие от целеориентированных, ценностно-ориентированные воспитательные системы носят поливариативный характер. 

В этом смысле современная ситуация предполагает реализацию в воспитательной системе многообразия ценностей, которые можно представить по признаку биполярности: ценности глобализации (объединения, единства стран и народов) и регионально-национальные ценности (признание ценности своей малой родины); ценности социальной общности и ценности индивидуальной свободы и независимости; ценности экономической независимости (обеспеченная жизнь, самореализация в системе рыночных отношений) и ценности духовного развития («не в деньгах счастье»); ценности активной жизненной позиции (активность и инициатива направлена на преобразование окружающей среды) и адаптации (бережного и осторожного отношения к среде, приспособления к условиям, которые диктуются средой); ценности толерантности и ценности моральных норм, традиций, устоев; ценности гармонии личностного развития (равновесного, разностороннего развития) и ценности профессионализма и компетентности. Другой подход к построению и функционированию воспитательной системы вуза – это  

Открытость воспитательной системы, её диверсификация как вариативно-программный подход к построению воспитательной системы 

Воспитательная система должна быть открытой. Под открытостью воспитательной системы следует понимать восприимчивость воспитательной системы к тем процессам, которые происходят в социуме и профессиональном сообществе для эволюционного развития воспитательной системы вуза в свете решения задачи формирования компетентного специалиста. Реализация указанной задачи обеспечивается воспитательной системой и ее субъектами. Соуправление, самоуправление, лидерство, социальная и познавательная активность, профессиональная самореализация субъектов выступают формой и средствами формирования профессиональных компетенций. Возможности воспитательной системы позволяют формировать необходимую профессиональную совокупность компетентностей будущего специалиста. 

Реализация воспитательной системы вуза ориентируется на модель личности будущего специалиста. Такая модель включает в себя основные проявления и характеристики студента, составляющие ценностно - смысловое и компетентностное ядро его личности. Эти черты студента органично связаны соответственно с когнитивной, эмоциональной, деятельно-практической и компетентностной сферами его сознания и обнаруживают себя как ценности-цели (авторитет, активность, благородство, воля, высокая нравственность, демократизм, достоинство, здоровье, инициативность, интеллигентность), ценности-чувства (гармоничность, гражданственность, гуманизм, долг, эмпатия) и ценности-действия (компетентность, взаимопомощь, целенаправленность). Критериями и показателями профессиональной воспитанности специалиста для работы в социально-профессиональной сфере являются: 

- в когнитивной сфере – широта и устойчивость интересов; ориентация личности на подлинные гуманистические ценности; степень сформированности социальной и профессиональной позиции будущего специалиста; 

- в эмоциональной сфере – способность студента к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых нравственно-эстетических предметов и явлений действительности; 

- в деятельно-практической и компетентностной сферах – активное, осознанное участие в профессиональной и творческой деятельности, эстетизации сферы общения, отношений, быта, собственного облика. 

В качестве основного критерия профессионально-личностного развития студентов выступают социально-профессиональная направленность позиций личности, ее компетентность, активность, ориентированность будущего специалиста на социально-профессиональное окружение, на созидание общественной пользы, утверждение нравственно-эстетических норм бытия. 

Такая стратегическая ориентированность воспитательной системы института соответствует целям и задачам ФГОС ВПО третьего поколения, согласно которым выпускник вуза должен овладеть фиксированной совокупностью компетенций. Формулирование цели, задач подготовки специалиста в терминах компетенций актуализирует значимость воспитательной работы в вузе, так как, в частности, общекультурные, профессиональные и личностные компетенции, могут быть сформированы в воспитательной системе вуза благодаря целенаправленным усилиям коллектива вуза в учебной, внеучебной, профессиональной и социально ориентированной деятельности. Это позволяет методологически корректно сформулировать  

Задачи, принципы и условия эффективности профессионально-личностного воспитания студентов в условиях любого вуза 

Основными задачами профессионально-личностного воспитания студентов в вузе являются: 

•приобщение к общечеловеческим и отечественным ценностям, национальным традициям, развитие эмоциональной и эмпативной отзывчивости студентов; 

•развитие духовной культуры студентов, их опыта социального партнерства, вовлечение в различные виды творческой деятельности, обогащение содержания деятельности студенческих коллективов; 

•формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, профессиональной, правовой и политической культуры; 

•создание в институте условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и профессиональной самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; 

•развитие гуманитарного потенциала вуза за счет моделирования воспитывающей среды института, обеспечение целостности и систематичности процесса профессионально-личностного воспитания студентов, включение их в различные виды социально и профессионально значимой деятельности; 

•формирование у студентов компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. 

Принципы пофессионально-личностного воспитания студентов в вузе 

принцип гуманистической направленности профессионально-личностного воспитания предполагает отношение преподавателя к студентам как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях, уважение личности студента, признании безусловной ценности его индивидуальности; 

принцип демократизации процесса профессионально-личностного воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении студентами профессиональной культуры, предполагает развитие самоуправления во всех сферах жизнедеятельности студенческой молодежи, стимулирование общественно-полезной активности каждого студента, всех студенческих коллективов и организаций; 

принцип целостности образовательного процесса, единства профессионального обучения и воспитания, что предполагает усиление мотивационных, эмоционально-ценностных и практических составляющих учебной работы и одновременно, направленность внеучебной деятельности студентов на формирование у них профессиональных компетенций; 

принцип систематичности, непрерывности, последовательности, преемственности представляет собой постоянную научно-методическую, организаторскую деятельность коллектива вуза, учитывающую динамику, своеобразие, последовательность этапов формирования личности студента и студенческого коллектива, расширение горизонтов их познавательной и общественной деятельности, труда и обучения; 

принцип вариативности воспитательных практик с целью оптимизации процессов социализации, профессионализации и индивидуализации развития субъектов профессионально-личностного воспитания, включающего различные модели содержания, разнообразия технологий и методов воспитания; 

принцип социального партнерства субъектов профессионально-личностного воспитания в реализации совместных социально-профессиональных проектов с государственными, общественными, молодежными организациями и объединениями с целью формирования профессиональных компетенций студентов. 

Условия эффективности профессионально-личностного воспитания 

• включение студентов в социально ценную и профессионально значимую деятельность; 

• стимулирование и поддержка различных студенческих проектов и социальных инициатив по обогащению содержания и форм организации жизнедеятельности коллектива вуза, соотнесенной с образом профессионального бытия будущего специалиста; 

• обеспечение включенности будущих специалистов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие соответствующий жизненный и профессиональный опыт будущих специалистов; 

• обеспечение комплексности воспитывающих воздействий на когнитивную эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности будущего специалиста; 

• создание в вузе широкой и разнообразной сети клубных коллективов, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого студента; 

• культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности студентов в образовательном пространстве вуза; 

• материальное, нормативно-организационное, кадровое, научное и информационно-методическое обеспечение воспитательной работы со студентами; 

• внедрение систематического мониторинга, позволяющего вести диагностику профессионально-личностного развития каждого студента на протяжении всего времени его обучения в вузе.  

Цель, задачи, принципы и условия профессионально-личностного воспитания студентов определяют его содержание. 

Содержание профессионально-личностного воспитания студентов 

Первое. Формирование воспитывающей среды института (предметно-профессиональной, духовно-эстетической). 

Вуз, создавая предпосылки для профессионального воспитания каждого студента, закладывает главное – представление о профессиональном эталоне, на основе которого формируется и профессиональное отношение к реалиям действительности, возникает потребность в самовоспитании. Названные новообразования не появляются сами собой, - они результат воздействия на личность будущего специалиста, прежде всего самой атмосферы вуза, его воспитательной среды. Такое воздействие не имеет прямого характера, будучи по своей сути косвенным (а потому - и более сильным) педагогическим фактором, оно не вызывает реакции отторжения, неприятия у студента. 

Среда - важнейшая и самая трудоемкая с точки зрения ее моделирования составляющая профессионального воспитания. Она должна иметь целый комплекс важнейших социокультурных характеристик: высокий уровень общественного признания социальной общности; содержательная совместная деятельность, ориентированная на истинные общечеловеческие ценности; значительная автономия личности и первичных коллективов, стимулирование их инициативы (субъектности); взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия; паритетность взаимоотношений педагогического и студенческого коллективов. Это среда внутривузовская. 

Не менее важна и внешняя среда, так как внешнее окружение  – национальное, социальное, предметно-эстетическое, природное – является средой жизнедеятельности любого факультета института. При активном преобразующем отношении к своему внешнему окружению институт может стать центром духовной и профессиональной жизнедеятельности. 

Личность специалиста формируется не только под влиянием целенаправленных воздействий, но и всей совокупностью обстоятельств, в которых она существует. Среда, обстоятельства бытия личности оказывают огромное влияние на ее развитие, освоение всех функций взрослого человека. Это положение имеет особое значение по отношению к вузу, как целостной педагогической системе. Вместе с тем, именно среда обеспечивает комплекс условий для профессионального становления специалиста, его социального, гражданского и нравственного роста. 

Важной характеристикой среды образовательного учреждения выступает духовно-нравственный климат. Он включает в себя систему доминирующих идеалов, ценностей, норм, традиций; задает критерии оценки окружающей действительности и поступков людей; определяет содержание и формы организации коллективного досуга; оказывает значительное влияние на морально-психологическую атмосферу учебного заведения. 

Ценность такого социально-педагогического явления для учебного заведения определяется и тем, что духовно-нравственный климат обеспечивает естественность передачи студентам норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта, отношения к будущей профессии, формирует мотивацию учебной деятельности и тесно связанную с ней профессиональную направленность личности будущих специалистов. Однако данный фактор становится воспитывающим лишь тогда, когда он является предметом общей заботы и сохранения, когда он включен в учебно-воспитательный процесс вуза, когда создаются специальные условия для его трансляции поступающим в вуз поколениям студентов. В конечном счете, среда вуза должна стать более личностно значимой для студента, привлекательной для него за счет большей комфортности, гуманистической насыщенности, сориентированности на обеспечение социальной защищенности личности, удовлетворение всего спектра ее духовных потребностей и интересов, - только в этом случае атмосфера учебного заведения станет важнейшим фактором интенсивного профессионального и социального роста студента, освоения им всех функций современного специалиста. 

Одним из важных компонентов среды выступает внешнее и внутреннее оформление учебного заведения, задающее студенту определенное отношение к «храму науки», формирующее в нем представления о профессиональных ценностях. 

Второе. Развитие гражданственности и нравственности студентов. 

В процессе воспитательной работы актуализируется задача создания условий для реализации и развития потенциала личности каждого студента не только как личности, но и как индивидуальности. 

Воспитание ориентируется на выработку у будущих специалистов-профессионалов умения решать социально-профессиональные проблемы и осознавать свой нравственный выбор путем обращения «внутрь себя», к своим истокам, где присутствует поиск личностью способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: «кто я?», «для чего я живу?», «почему я так поступаю?», «чего я хочу от жизни?», «от себя», «от других», «что мне необходимо как профессионалу?», а так же с пониманием значимости общечеловеческих ценностей, в частности, таких как гражданский долг, уважение к национальным традициям, патриотизм, ответственность, профессионализм. 

Решению задач этого направления воспитательной работы может способствовать знакомство студента с ценностями отечественной истории и региона, встречи с профессионально и социально успешными людьми, посвятившими свою жизнь служению России, деятельность различных студенческих организаций и объединений, целью которых является реализация социально-ориентированных проектов, сохранение памятников культуры, поисковая работа, сотрудничество с общественными организациями, советами ветеранов и участниками боевых действий др. 

Третье. Обогащение у студентов опыта социального и профессионального партнерства. 

В воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное мнение, собственную точку зрения. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным фактором воспитания может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов и преподавателей. 

Дистанция движения будущего специалиста от первого к последнему курсу наглядно иллюстрирует колоссальную эволюцию, происходящую со студентами в области построения социального взаимодействия, когда в профессиональную жизнь, профессиональную деятельность входит духовно богатый, интеллигентный специалист, обогащенный не только знанием своего предмета, но и освоивший значительный пласт общечеловеческой и профессиональной культуры, сформировавший устойчивую позицию по отношению к окружающей его действительности, имеющий собственную систему взглядов на мир, сознательно реализующий их, утверждающий себя как творец собственной судьбы. 

Накоплению опыта социального взаимодействия способствуют различные учебно-производственные, учебно-научные, учебно-воспитательные центры, в которых происходит объединение усилий преподавателей и студентов на основе профессиональных интересов. Примерами таких центров могут стать «Юридическая клиника», «Центр туризма», «Центр планирования карьеры», центр «Путь к успеху» и пр. 

Четвертое. Развитие социальной активности, инициативы молодежи и студенческого самоуправления. 

В условиях высшей школы особенно выделяется тенденция активизации личности самого студента, к целенаправленному изменению его позиции от пассивного объекта воздействия до активного участника развития и преобразования собственной личности, становления гражданской позиции, отношения с окружающим миром. В этой связи возрастает роль поддержки и разработки инициатив студенческой молодежи, состоящие в организации и проведении конкурсов проектов студенческих общественных формирований, научно-практических конференций, создании общественных фондов и привлечении спонсоров для реализации студенческих проектов, организации презентаций и фестивалей программ студенческой молодежи. 

При организации воспитательной работы в институте акцент в формировании личности студентов делается на развитии их самостоятельности при конструировании и организации собственной личностной стратегии. Решению данной задачи способствует развитие студенческого самоуправления. 

Студенческое самоуправление можно рассматривать, как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие её социальной активности, поддержку социальных инициатив. Таким образом, в качестве стратегической цели студенческого самоуправления может выступать подготовка гражданина, профессионала, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения. Такими органами общественной самодеятельности студентов может стать студенческий совет института, центр поддержки творческой инициативы студентов, студенческое агентство информации и рекламы, научное студенческое общество, студенческий центр «Здоровье». 

Немаловажную роль в развитии студенческой инициативы играет выпуск вузовской студенческой газеты, с помощью которой преподаватели, сотрудники и студенты будут иметь возможность реально представить, чем живет вуз, что происходит в различных его подразделениях и структурах. 

Реализация ФГОСов третьего поколения и контпции профессионально-личностного воспитания будущего специалиста в вузе обеспечивает формирование следующей совокупности компетенций: 

• способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы [1]; 

• способности понимать значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества [2]; 

• готовности использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья [3]; 

• готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе [4]; 

• готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям [5]; 

• способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики [6]. 

 

Литература 

1.    Гаврилюк В.В. Концептуализации практики воспитания студенческой молодежи XXI века // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – №8. – С. 87-95. 

2.    Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 

3.    Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 гг. // Молодежное парламентское движение России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newparlament.ru/news/view/11176 

4.    Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г. // Молодежное парламентское движение России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newparlament.ru/news/view/11176 

5.    Уфимцева Ю.Е. Использование ресурсов воспитательной работы вуза в формировании профессиональной компетентности и социальной зрелости будущих специалистов социальной сферы //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – №3. – С.189-195. 

6.    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: по направлениям подготовки. – М., 2011. 

 

Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок