Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54

Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru

Мы в инстаграме Наша группа вконтакте
Новая теория правосознания как основа эффективного применения права и преобразования правовой культуры России

Певцова Е.А., доктор юридических наук, профессор (Москва) 

    Pevtsova EA, Doctor of Law, Professor (Moscow) 

 

Новая теория правосознания как основа 

эффективного применения права и преобразования правовой культуры России  

A new theory of justice as a basis
effective application of the law and the legal transformation of Russian Culture  


Аннотация: в статье раскрывается сущность новой теории правосознания с позиции конструктивного подхода в рамках современной теории права, определяется новая структура правосознания, его основные функции и предлагаются меры по формированию правовой культуры в современных условиях.  

Abstract: In the article the essence of a new theory of justice from a position of constructive engagement with the modern theory of law, justice is defined by a new structure, its key features and proposes measures to create a legal culture in the modern world.  

Ключевые слова: правосознание, конструктивный подход к правовому сознанию, логико-нормативный, принципиально-волевой, эмоционально-образный блоки правосознания, функции правосознания. 

Keywords: awareness of the law, a constructive approach to the legal consciousness, the logical-normative, fundamentally-willed, emotionally-shaped blocks of justice, the functions of justice. 

              Решение многих государственных задач в современный период  невозможно без соответствующей среды правовой культуры и эффективной системы правового просвещения, что предполагает разработку новой концепции правового сознания общества, способной изменить качество правовой культуры. По словам директора государственного Эрмитажа  Михаила Пиотровского, «в первой четверти ХХI столетия образование ушло в сферу услуг, вообще вопросы просвещения ушли, и это - одна из самых наших главных трагедий». Действительно, в современных условиях происходит пересмотр парадигмы нового времени, в которой просвещение считалось главной ценностью, а,  соответственно, вызывает тревогу уровень правовой культуры общества.[1]  

Следует признать, что в последние годы активизировалось изучение вопросов правового сознания в юридической науке. Это во многом связано с особым вниманием к проблеме формирования правового сознания и преодоления правового нигилизма со стороны государственной власти. Еще в 2011 г. Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики страны сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», появилось и ряд иных документов, акцентирующих внимание на необходимости незамедлительных мер в области правовой культуры.  

Возникла потребность создать условия, обеспечивающие соблюдение традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию страны как современного цивилизованного государства. 

В период правовых реформ особенно необходима новая теория правового сознания населения, которая могла бы оказать существенное воздействие на правовую культуру общества, а как следствие - обеспечить качественное правоприменение.  В условиях динамичного реформирования действующего законодательства государство пытается создать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. 

Государственная политика в области формирования правосознания должна осуществляться по следующим основным направлениям:  

правовое просвещение и правовое информирование граждан;  

развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;  

совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;  

 преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;  

совершенствование деятельности государственных, муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка, а также повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;  

совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.  

Реализация современных подходов к решению вопросов формирования правосознания должна опираться на  опыт исследований по вопросам правового воспитания, правосознания, нашедший выражение в трудах известных теоретиков права и государства: И.С. Самощенко, А.В.  Мицкевича, В.В. Тишенко, Д. А. Керимова, Г.В. Мальцева, В.В. Оксамытного, В.П. Казимирчука и др. В современных условиях ощущается острая потребность в разработке теории правосознания учащейся молодежи, которая включает вопросы его структуры, функций, методологии исследования с теоретико-правовых позиций, соотношения с другими формами общественного сознания. 

Нами предлагается новая теория правосознания на основе конструктивного подхода к его пониманию, что позволит существенно повысить эффективность проводимых в государстве правовых реформ. 

С точки зрения современной теории права, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в отличие от существовавших в науке позиций нами предлагается не дискриптивный, описательный, а конструктивный подход к правосознанию. Оно выражает систему идей, взглядов, представлений, чувств относительно права и его роли в функционировании и развитии общества. Нами сделан особый акцент на идеи прав человека, а также их обязанностей, ответственности перед социальной группой, обществом, государством, которая должна стать непременным атрибутом правосознания. 

 С позиции дискриптивного подхода в правосознании выделяются идеологическая, психологическая сферы. Оно может рассматриваться как обыденное, практическое, научно-теоретическое, а также индивидуальное, групповое, общественное правосознание. 

 Конструктивный подход в изучении правосознания в отличие от дискриптивного, описательного основан на количественно-качественных характеристиках правосознания, позволяет поставить и решить задачу измерения, оценки и применения в практических целях количественно-качественных характеристик и показателей их правосознания. Соотношение между понятиями дискриптивный и конструктивный подходы к исследованию правосознания соответствует, примерно, соотношению между понятиями «структура» и «функция» при системном анализе предметов и явлений.  

 В отличие от традиционно существующих взглядов правосознание рассматривается через органическую взаимосвязь структуры и функций правосознания. В этой связи структура правосознания представляется как совокупность количественно-качественных оценок сфер направленности, опыта и мотивации.  

 Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что правосознание выполняет регулятивную функцию. Она является ведущей, в то время как другие ее конкретизируют. Регулятивная функция имеет как внешние, так и внутренние проявления. В отличие от существующих в науке позиций применительно к правосознанию такая функция дифференцируется на телеологическую (целеполагающую), генерационную (движущую) и праксеологическую. Телеологическая функция взаимообусловлена сферой направленности правосознания. Она включает: познавательную (ей соответствует логико-нормативный блок в структуре правосознания), оценочную (ей соответствует эмоционально-образный блок правосознания), поведенческую (ей соответствует принципиально волевой блок правосознания) функции. Генерационная (движущая) функция неразрывно связана со сферой мотивов правосознания. Праксеологической функции, обусловленной практикой, соответствует сфера опыта правосознания. 

 Указанные функции - основа построения «древа функций» правосознания. Но эта основа связана с одной сферой направленности, которая недостаточно учитывает специфику правосознания молодежи как особой социальной группы, поскольку соответствует психическому уровню. Выделение сферы мотивации с ее генерационной функцией, сферы опыта с праксеологической показывает специфику ведущей функции правосознания - регулятивной.  

 В выстроенной системе правосознания определена иерархия функций - в соответствии с их уровнем. Каждой функции соответствующего уровня корреспондируют структурные элементы правосознания. Между функциями разного уровня существует взаимосвязь. Такой функциональный подход позволяет определить роль правосознания в обществе и доказать, что оно есть относительно самостоятельная составляющая правовой культуры.  

 Ведущими компонентами сферы направленности правосознания с позиции указанного подхода  можно выделить относительно самостоятельные блоки: логико-нормативный, эмоционально-образный и принципиально-волевой. Их состояние, в первую очередь, определяет уровень правосознания и правовой культуры.  

 Логико-нормативный блок органично связан с познавательной функцией правосознания. Эффективность этой функции, а также развитость этого блока определяются объемом правовой информированности, глубиной юридических знаний, уровнем правового мышления, т.е. пониманием требований правоустановителя и сути правовых явлений и процессов, умениями анализировать правовые требования и делать на основе этого выводы. Этот блок правосознания молодежи по данным социологического исследования развит явно недостаточно. Преодоление существующей проблемы предполагает разработку стандартизированных единиц правовой информации, включение их в нормативные акты, регулирующие содержание образования, разработку новых подходов к правовому информированию учащейся молодежи, в том числе посредством ограничения влияния негативной информации в средствах массовой информации (СМИ), а также издание  учебников по праву.  

Эмоционально-образный блок сферы направленности правосознания, органично связанный с оценочной функцией, предполагает оценку не только конкретных норм права, с которыми сталкиваются субъекты, становясь участниками определенных правоотношений, но и правовых явлений, поведения субъектов их окружающих, с позиции соответствия требованиям конкретных норм действующего законодательства. Отношение к праву как к ценности целесообразно рассматривать по-новому, в двух аспектах: терминальном и инструментальном. Терминальный аспект предполагает отношение к праву как к самостоятельной ценности. Инструментальном аспект  оценивает право как средство реализации других целей. В ходе исследования была выявлена недостаточная развитость чувства ценности права. Несовершеннолетние,например, не ассоциируют право с общеобязательными нормами, ограничивающими их поведение. В инструментальном аспекте система обязанностей и запретов не воспринимается как необходимая составляющая права. Это требует внесения серьезных корректив во всю работу по формированию правосознания, в том числе при формировании уважения к праву и закону, практической значимости реализации субъективных прав и юридических обязанностей для удовлетворения своих потребностей и интересов. 

 Принципиально-волевой блок правосознания определяет поведение субъектов права и связан с поведенческой функцией. Как показало проведенное нами исследование, поведенческую функцию правосознания несовершеннолетних,например,характеризует в целом невысокий уровень усвоения принципов и требований права. В большинстве случаев отсутствует убежденность в необходимости и справедливости его предписаний, готовность целеустремленно воплощать требования юридических норм, в том числе, регулирующих образовательные отношения, в жизнь. Отсюда вытекает необходимость включения учащихся в правовую жизнь общества, формирования у них социально-правовой активности. Для развития современной теории права необходимо выделить в структуре правосознания учащейся молодежи с позиции дискриптивного (описательного) подхода практический уровень, который имеет особую характеристику применительно к условиям современной правовой системы и не выделялся как самостоятельный уровень правосознания.   Утверждение значимости такого уровня в структуре правосознания основывается на результатах социологических исследований, проведенных нами как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. В отличие от обыденного, практическое сознание молодых людей имеет большую четкость и организованность, опирается на определенный, хотя бы и на незначительный опыт. В процессе формирования практического правосознания обыденное правосознание может укрепляться, углубляться и расширяться. Не исключена и серьезная ломка ранее устоявшихся представлений о праве, сопровождающаяся острыми психологическими переживаниями. Так, например, в результате соприкосновения с юридической практикой в правовом сознании несовершеннолетних может повыситься или, наоборот, заметно упасть престиж правоохранительных учреждений, авторитет их работников. Эти обстоятельства должны учитываться законодателем в процессе нормативного закрепления механизма формирования правосознания молодежи.  

Развитость практического уровня правосознания определяет возможность формирования правовой компетентности субъектов права. Необходимость такого понятия в теории государства права обусловлено внесением корректив в сложившиеся в науке представления о механизме правового регулирования сферы образования. Оно позволяет нормативно закрепить возможности субъекта права, в соответствии с имеющимся уровнем правовой образованности, использовать полученные правовые знания в правовой жизни, приобретая правовой опыт.  

 В правосознании обосновывается сфера мотивации, носящая весьма динамичный характер, взаимосвязанная с генерационной функцией. Исследование показало, что среди мотивов поведения несовершеннолетних встречаются: принципиальная позиция, связанная с защитой своих собственных интересов; конформная позиция, ориентированная на поведение окружающих, родителей; страх наказания за несоблюдение локальных нормативных актов в образовательном учреждении; эгоцентрическое поведение, основанное на исключительно своих собственных интересах (добиться того, чтобы получить только отличные отметки, при этом, нарушив социальные нормы, например) в ущерб правам и интересам других; беспечная позиция, выражающаяся в недостаточно ответственном выполнении своих обязанностей. Указанные мотивы определяют поведение молодежи, среди которых преобладает конформное поведение. Данные о мотивах имеют исключительно важное значение для понимания не только генерационной, но и регулятивной функции их правосознания. Отсюда вытекает необходимость всестороннего исследования этих мотивов. Особенно плодотворным могло бы стать уяснение факторов, влияющих на формирование мотивов поведения учащихся, выработка на их основе конкретных научных рекомендаций для практики. 

 Структурной основой праксеологической функции правосознания служит сфера опыта, его практический уровень. Она возникает как выражение практического отношения к правовой действительности, взаимодействует с познавательной функцией, но не сводится к ней. С ее помощью обеспечивается практическая реализация полученных правовых знаний. Без ее успешной реализации невозможно решать проблемы, возникающие в сфере реализации молодежью своих субъективных прав и обязанностей. Недостаточная ее развитость объясняется не только спецификой правосубъектности, но и отсутствием мероприятий по ее формированию. 

 При этом, в отличие от приводившихся в юридической литературе ее определений  с учетом специфики правосубъектности, правовая культура нами определяется как разновидность правовой культуры общества, представляющая собой меру освоения и практического использования ими правовых ценностей, воспринимаемых в порядке преемственности путем правового обучения и воспитания. 

 Правовая культура субъектов права включает в себя только ту часть правового сознания, которая представляет достаточно высокий его уровень и связана с освоением правовых ценностей. Деформации и дефекты правосознания не должны включаться в правовую культуру. Разумеется, это не исключает, но, напротив, предполагает необходимость самого тщательного изучения причин и условий, порождающих дефекты правосознания школьников, а также путей и средств их искоренения.  

 Сегодня вызывает особую озабоченность правовая культура молодежи. Подчеркнем, что правовая культура, особенно молодежи, включая познавательную функцию правосознания в снятом виде, делает акцент на ее праксеологической направленности. Вот почему правовая культура не ограничивается сферой познания, а выступает, прежде всего, мерой теоретического и практического освоения в процессе образования и использования правовых знаний. В этом необходимо видеть еще одно принципиальное отличие правовой культуры несовершеннолетних от правовой культуры других социальных групп. Поэтому было бы неверным сводить правовую культуру молодежи к уровню знания и уважительного отношения к праву. Это предполагает включение в содержание правовой культуры, наряду с позитивным правовым сознанием, поведения и деятельности в сфере права. Более того, в силу самой сущности правовой культуры, она предполагает не любое поведение несовершеннолетних, не просто правовую деятельность в сфере образовательных правоотношений, а социально-активное поведение.  

 Условием эффективного формирования правового сознания является социально-правовая активность. Ее можно объяснить как свойство правомерного поведения и деятельности в сфере права, определяющее не законопослушное, а правосообразное поведение и деятельность личности. Введение в юридическую литературу и законодательство термина «правосообразное поведение учащихся» подчеркивает принципиальную нацеленность правосознания, проявляющуюся в поведении, на уважение права и закона, которые в свою очередь должны объективно выражать внутренние потребности личности.  

 Правовая активность представляет собой определенный уровень их правовой деятельности, которая в отличие от поведения, понимается как совокупность не только поступков (внешнего выражения), но и мыслей, чувств (внутреннего мира) личности. Под правовой деятельностью молодежи следует понимать активные действия обучаемых, подвергнутые правовому регулированию или нуждающиеся в таковом. Для школьников доминирующим видом деятельности выступает образовательная, которая носит правовой характер; ее следует обозначать как образовательно-правовую. Она выступает звеном перевода внешнего во внутреннее, общегосударственного в индивидуальное.  

 Разновидностью юридической деятельности следует рассматривать образовательно-правовую деятельность государственных органов, результатом которой выступает возникновение, изменение, прекращение образовательных правоотношений.  

 Определенное воздействие на правосознание учащейся молодежи оказывает образовательное право, которое обозначается в системе права в качестве самостоятельного отраслевого структурного компонента. В процессе исследования определено, что система права в современных условиях развивается по пути все большего включения в нее комплексных институтов, среди которых необходимо выделить: правовое воспитание и требования к лицам, осуществляющим педагогическую и юридическую деятельность. Нормы, объединяемые в такие институты, развиваются с учетом существующих особенностей образовательной праводееспособности субъектов права, отличающей ее от общепринятого в теории права понимания правоспособности и дееспособности. Их различие основывается на особенностях комплексного характера образовательного права, специфике субъективных прав и обязанностей участников образовательных правоотношений.  

          Наличие в образовательном праве комплексных институтов способствует  их органической взаимосвязи с нормами  права. Комплексные институты, возникающие на стыке образовательного права с гражданскими, административными, трудовыми и другими отраслями права, носят вторичный характер и входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они необходимы для эффективного действия норм, регулирующих образовательные отношения. Наличие в данной отрасли комплексных институтов не может служить основанием для отрицания ее системности. Ни одна из отраслей права не имеет однородного предмета, который содержит в себе ту или иную совокупность комплексных институтов. Таким образом, неоднородный характер предмета правового регулирования образовательного права является закономерностью, а не исключением из общего правила. 

 Разработанный новый закон «Об образовании», а также проекты нормативных правовых актов, в том числе о  закреплении стандартизированных единиц правового информирования учащихся различных уровней общеобразовательной школы, направлены на упорядочение правового информирования молодежи, ограничение воздействия негативной информации на их поведение. 

Совершенствование законодательства, затрагивающего права молодежи, закономерно предполагает нормативное выражение разработанной в процессе исследования теоретической модели формирования правосознания и путей ее реализации в таких федеральных законах как «О правовой информированности детей и их защите от негативной информации», «Об организации правового воспитания и профилактике правонарушений среди школьной молодежи», «О правовом воспитании и защите прав несовершеннолетних». Перечисленные законы закрепляют меры по поддержанию правовой активности молодежи, их общественно-значимых инициатив, правовой деятельности в рамках правосубъектности.  

 Включение в действующее законодательство норм, выражающих требования к лицам, способным осуществлять правовое воспитание, в том числе к юристам, обеспечивает системную работу по формированию правосознания. В настоящее время, к сожалению, участие юристов в правовой пропаганде и правовом воспитании практически не рассматриваются как их профессиональный долг или служебная обязанность, что сказывается на эффективности всего процесса правового регулирования, особенно на стадии его реализации.  

 Отсутствие общенациональной правовой идеологии, нормативного обеспечения правового воспитания является результатом недостаточного внимания государственных органов к формированию правосознания, что затрудняет использование юридических средств в механизме правового регулирования. Для решения комплекса выявленных проблем необходимо выделение относительно самостоятельной правовоспитательной функции государства. Такая функция обусловливается органичной связью государства и права. Неразрывная связь воспитательных функций государства и права органично проявляется в законодательстве, которое выступает правовой основной ее реализации. Важной составляющей  реализации этой функции  должна стать работа по правовому воспитанию молодежи.  

 Механизм решения проблем правосознания предполагает нормативное и правовое обеспечение на соответствующих уровнях: федеральном, региональном, местном. Отсутствие федеральных программ по формированию правосознания школьников резко снижает эффективность этой деятельности.  

Решение проблемы формирования правового сознания молодежи требует внесения изменений в образовательное законодательство по следующим направлениям:  

1. Разработка федеральных законов по социальной поддержке и защите школьников, оказавшихся в статусе беспризорных, сирот, а также профилактике правонарушений через правовое просвещение детей, правовоспитательные проекты.  

2. Сокращение количества бланкетных норм в законодательстве, устанавливающих права и обязанности школьников и вменение в обязанности образовательных учреждений защиту прав и интересов школьников, проведение работы по правовому воспитанию детей, консультированию их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.  

3. Включение в образовательное законодательство норм, обеспечивающих более полную защиту собственности государственных и муниципальных образовательных учреждений, что позволит ограничить влияние негативных факторов социального окружения на школьную молодежь;  

4. Усиление воспитательного содержания законодательства, непосредственного участия юристов в правовом воспитании  молодежи;  

5. Систематизация норм, регулирующих образовательные отношения, приведение их в соответствие с международными стандартами. 

 Решение проблем правосознания невозможно без закрепления в Конституции Российской Федерации правового статуса ребенка, обеспечивающего его социальную и правовую поддержку, предполагающего  четкое закрепление основных прав и обязанностей лиц, не достигших полной дееспособности. Это даст возможность более эффективного правового регулирования поведения учащейся молодежи с учетом правового статуса детей, что будет способствовать развитию ювенального права. При этом чрезвычайно важно учитывать опыт зарубежных стран. 

В современных условиях в рамках реализации инноваций в сфере образования целесообразны региональные проекты по формированию правосознания.  

 В более тщательном изучении нуждается правосознание отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов. Требуется изучение вопросов правовой социализации несовершеннолетних; особенностей индивидуального правосознания, конституционно-правового статуса школьной молодежи, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Важно обратить внимание на воспитательную функцию образовательного законодательства; обеспечение активизации деятельности общественных организаций по правовому воспитанию граждан; вопросы формирования профессионального правосознания студентов вузов.  

 


[1] См. более подробно: Васильева Ж. Картина маслом // Российская газета. 2013. 6 февраля. 

Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок