Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54

Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru

Мы в инстаграме Наша группа вконтакте
Российский проект как системная основа для Евразийской интеграции

Ю.Шувалов 

Российский проект как системная основа для Евразийской интеграции 

  

Тема развивающегося мирового кризиса сегодня находится в зоне пристального внимания всего мирового экспертного сообщества. Высказываются различные мнения о характере, продолжительности и последствиях этого процесса, которые можно ориентировочно разделить на три группы мнений, отражающих соответственно позицию трех групп экспертов. 

Первая группа экспертов строит свои выводы на традиционных представлениях о кризисах либеральной рыночной экономики, опирающихся на волновую теорию этих кризисов и на тот эмпирический опыт, на основе которого эта теория была построена. Для этой группы экспертов сама мысль, что сегодня существует объективная потребность отхода от этой теории является неприемлемой. 

Вторая группа экспертов подчеркивает управляемый характер развивающегося кризиса, но, в основном, ограничивается рассмотрением кризиса существующей финансовой системы. Эта группа экспертов, в основном американских, подчеркивает мысль о наступлении глобального кризиса действующей экономической парадигмы, в рамках которой стало возможным формирование такого объема спекулятивного капитала (400 трлн.долл.), лавина которого может накрыть финансовую систему мира в любой момент. Эта лавина, по мнению экспертов, в состоянии разрушить рыночное, экономическое и политическое пространство всех без исключения государств. Однако, несмотря на такой прогноз, технологическое решение этой финансовой проблемы эксперты предлагают в рамках функционирующей модели, в которой отсутствуют механизмы для реализации таких технологий. 

Третья группа экспертов попыталась расширить для анализа спектр кризисных процессов, затронув, в том числе, не только финансовые и экономические проблемы, но также проблемы потери лидерства Соединенных штатов, глобальный правительственный кризис, неадекватность управляющих систем развивающимся деструктивным процессам. Но самое главное, этой группой экспертов был затронут вопрос о прогрессирующем интеллектуальном кризисе, кризисе элит, кризисе научной и образовательной систем, которые, будучи обращенными в своей деятельности во вчерашний день, формируют общество не только не способное справиться с прогрессирующим спектром общемировых проблем, но даже увидеть их, не говоря уже об объективной потребности проектирования будущей социально-экономической системы. 

Первая группа экспертов, зависшая в состоянии тревожного ожидания результатов развивающегося глобального кризиса, практически предлагает мировому сообществу политику выжидательного дрейфа экономической системы в фарватере кризисных процессов, предпринимая традиционные меры балансировки финансовой системы и обнадеживая всех достаточно скорым окончанием очередной циклической волны. 

Вторая группа экспертов очень четко оконтурила масштабный спекулятивный капитал как один из самых мощных разрушительных механизмов всей цивилизационной системы, но она не вскрыла причины его появления и потому предложила нереализуемые на практике стратегии устранения этой угрозы. 

Третья группа экспертов ближе всех продвинулась к системной постановке вопроса, касающегося выхода из глобального кризиса, т.к. во-первых, попыталась дать структурную оценку этого кризиса, раскрыв довольно широкий спектр связанных с ним проблем. А, во-вторых, показала, что для решения этой чрезвычайно сложной задачи необходим интеллектуальный прорыв по многим направления и формирование новых механизмов решения перечисленных проблем. Но она не представила ни анализа причин кризиса, ни антикризисной стратегии, ни самих новых механизмов ее реализации. 

Однако, с позиции системного подхода, нарастание угроз глобальной безопасности свидетельствуют о развитии глубокого системного кризиса планетарного масштаба, результатом которого станет крах многих государственных образований. Угрозы вызвали лавину вопросов, затрагивающих фундаментальные основы жизнедеятельности мирового сообщества. 

Как остановить развитие глобального финансового кризиса?                                                                   

Как остановить развитие глобального экономического кризиса?                                         

Как остановить масштабные миграционные процессы, несущие угрозу межэтнических конфликтов?                                                                                                                           

Какой должна быть национальная политика государств?                                                             

Как остановить эскалацию вооруженных конфликтов?   

Как предотвратить грядущий энергетический кризис?                                                                                 

Как сохранить национальную идентификацию в условиях системной нестабильности?                                                                                                                                                        

Как уйти от эскалации системных войн? 

Какими должны быть стратегии и механизмы устранения тех глобальных проблем, которые несут с собой перечисленные деструктивные процессы?                                             

И самый главный вопрос, в чем причина развития этих процессов? 

Вместо поиска ответов на эти системные проблемы начались масштабные процессы реструктуризации геополитического пространства и эскалация вооруженных конфликтов. Разрастание африканской, ближневосточной, центральноазиатской, кавказской и азиатской конфликтных зон, сопровождающихся масштабными и затяжными вооруженными конфликтами, начало развития дезинтеграционных процессов Евросоюза, сопровождающихся беспрецедентными социальными волнениями, свидетельствуют о начале масштабных деструктивных геополитических подвижек. Терроризм стал одним из инструментов передела сфер влияния в геополитическом пространстве, а нефть и газ катализатором этих деструктивных процессов. Все они являются предвестником краха многих национальных государств. 

Эти масштабные геополитические процессы несут с собой массу проблем в международных отношениях. Идет процесс насильственной трансформации государственных систем, разрушения союзов и открытой военной интервенции. И хотя нет четко выраженных центров управления этими процессами, системный анализ позволяет выделить определенные тенденции и группы наиболее активных процессов, развивающихся в условиях жесткой политической конкуренции: 

-      процессы формирования зоны стратегических интересов США 

-      процессы формирования зоны стратегических интересов Европы; 

-     процессы формирования зоны стратегических интересов стран Азии.            

  

Предметом внимания этих процессов являются ресурсы Арктики, Персидского залива, Каспия и России. Системный анализ тенденций показывает, что и сегодня, и в перспективе, самые активные глобальные геополитические и силовые процессы будут разворачиваться именно вокруг этих политико-географических объектов. Пока происходящие на этих направлениях процессы не позволяют надеяться на мирный исход ситуации. Идет эскалация силовых процессов и системных интервенций, которые носят различный и не всегда явно выраженный характер. В дальнейшем следует ожидать обострения ситуации, т.к. в зависимости от результатов реструктуризации геополитического пространства будет проходить процесс реструктуризации геоэкономического пространства, чреватый массовыми экономическими кризисами, крахом национальных экономик и масштабными миграционными процессами. 

Ситуацию пока не удается стабилизировать, т.к. предпринимаемые действия не затрагивают глубинной причины происходящих процессов. Развивающийся кризис носит системный характер и его особенностью будет не очередная циклическая волна экономического спада и не очередной виток финансового кризиса, а все более ускоряющийся процесс обвальных системных разрушений в геополитической, экономической, финансовой, и социальной сфере. Прогнозировать периоды таких системных катаклизмов в сегодняшней ситуации невозможно. Мировое сообщество столкнулось с проблемой выживания национальных государственных конструкций в условиях глобализации политических и финансовых процессов и развития технологий системных войн. 

Сегодня с помощью различного рода политических, идеологических, экономических, финансовых и информационных интервенций во внутренние государственные процессы стало возможным управление извне состоянием различных государств, вплоть до полного их разрушения и создания на их территориях качественно иных геополитических формирований. В современной политической терминологии это получило название мягкой силы. 

Механизмом реализации таких системных интервенций внутри государства становится та часть системной коррупции, предметом торговли которой является национальный суверенитет. Мощнейшие процессы миграции капитала, производственных, технологических, трудовых и информационных ресурсов при посредничестве коррупционных систем могут быстро «размыть» суверенитет любой страны. Глобальный системный кризис открывает перед этими системами глобальные перспективы, где предметом коррупционного торга становится национальный суверенитет в сфере различного рода масштабных программ и проектов, в сфере оборота национальных ресурсов и, что особенно опасно, в сфере формирования общественного мировоззрения и в политических процессах. Особую опасность представляет политическая коррупционная составляющая, способствующая формированию различного рода националистических движений, которые по своей сути являются механизмами саморазрушения многонациональных государств. 

Сегодня существует большая вероятность того, что арсенал средств разрушения государственных образований пополнится еще более грозным и в высшей степени эффективным оружием – организованным масштабным терроризмом. Это именно тот вид оружия, который при определенных условиях сможет превратить отдельную группу людей, а не государств, в реальный центр силы в геополитическом пространстве, способный к самостоятельному формированию и геополитического пространства и всех остальных сегментов мировой социально-экономической системы. Следует отметить одну важнейшую его особенность. Носителями организованного терроризма как оружия могут стать большие группы населения, вовлекаемые в этот процесс под флагами национально-освободительных процессов, религиозного экстремизма и просто террористического бизнеса. 

Развитие системного кризиса уже спровоцировало развитие масштабных социальных протестов. Эти протесты, трансформируясь в процессы затяжного и, зачастую, кровопролитного противостояния власти и населения, стали механизмами саморазрушения национальных государств. Положение усугубляется отсутствием общего видения причин такого развития процессов и, соответственно, отсутствием общей стратегии выхода из кризиса. 

Сегодня геополитическое пространство – основной предмет внимания противоборствующих политических сил и основной театр их действий, именно в этом пространстве формируются центры силы, определяющие вектор развития международных отношений на современном историческом этапе. Именно в этом пространстве в условиях жесткой конкуренции разрабатываются стратегии и принимаются политические решения по переделу мировых природных, финансовых и рыночных ресурсов, развитию интеграционных или дезинтеграционных процессов как в отношении отдельных государств, так и в отношении различных межгосударственных образований. От того, какую политическую роль будет играть в этом пространстве Россия, будет зависеть не только ее судьба, но и судьба многих связанных с ее историей государств и населяющих ее народов. 

  

Следует также учитывать, что сегодняшняя мировая ситуация осложняется развитием еще более серьезного кризиса, вызванного тем, что неконтролируемый мировым сообществом процесс экономического роста и научно-технический прогресс вступили в противоречие с базовыми законами функционирования экосистем. Это обстоятельство несет в себе чрезвычайно опасные угрозы для цивилизации уже в ближайшие десятилетия. Пока процесс разработки стратегии выхода из этого кризиса находится в самой начальной стадии, т.к. отсутствует научно обоснованный подход к решению этой чрезвычайно сложной системной задачи. Согласно этой стратегии, которая получила название стратегии Устойчивого Развития, биосфера рассматривается уже не как поставщик ресурсов, а как главное условие жизнеобеспечения цивилизации и продолжения ее истории. 

Такой подход к проблеме экологической безопасности накладывает очень жесткие ограничения на функционирование социально-экономических систем. Практически, рассматривается вопрос о смене существующей цивилизационной парадигмы, реализация которой потребует радикальных изменений не только принципов формирования и функционирования политического и экономического мирового системного пространства, смены, практически, всех технологических укладов, но и смены самих социально-экономических моделей общественного бытия. Она потребует разработки и реализации глобальных проектов реконструкции этих пространств, в основе которых должны лежать высшие, фундаментальные законы общественного устройства, обеспечивающие устойчивое, сбалансированное развитие экономической и социальной систем без ущерба для природы и будущих поколений. Сегодня необходимость реализации таких проектов не является очевидной для политиков, но системный подход к проблемам глобальной безопасности не дает никакой альтернативы для их решения. 

Развитие цивилизационного кризиса поставило мировое сообщество перед необходимостью решения сложнейшей системной задачи, которая требует создания специальных системных механизмов управления всеми процессами и кардинальных изменений роли и ответственности государства, политических систем, науки, общества и бизнеса в этих процессах. Для решения этой задачи необходим интенсивный поиск общей платформы для взаимного сближения государств, для консолидации мировой научной мысли и формирования общественного мировоззрения, ориентированного на построение безопасного и стабильного будущего. 

С позиции системного подхода для выхода из этой сложнейшей кризисной ситуации необходимо создание такой глобальной системообразующей среды, которая была бы способна, во-первых, максимально упорядочить нарастающий шквал межгосударственных разногласий по самым конфликтным проблемам, во-вторых, четко сформулировать те общие для всех перспективы, которые позволят перейти к разработке проекта их реализации и, в-третьих, сформировать тот межгосударственный научно-политический механизм, который возьмет на себя ответственность за разработку и реализацию новой цивилизационной парадигмы Устойчивого Развития. 

Такой системообразующей средой должен стать политический союз государств, в котором будет достигнуто общее понимание угроз и выработана общая стратегия их устранения. Таким геополитическим союзом может стать только союз государств Евразии. Других возможностей нет. Политического, административного и экономического потенциала этого союза должно быть достаточно для того, чтобы противостоять давлению любых деструктивных процессов и обеспечивать безопасность его участников. 

Упорядочить сферу межгосударственных разногласий на пространстве Евразии должны общие инфраструктурные проекты в сфере транспортных коммуникаций, в сфере создания единых энергетических систем, в сфере производства продовольствия и, самое главное, в сфере формирования интеллектуального потенциала. Этот потенциал должен быть ориентирован на проектирование будущих систем, что потребует кардинального изменения всей системы образования. В этой сфере необходимо реализовать системный прорыв как можно скорее. 

Анализ мировой кризисной ситуации показывает, что одним из самых разрушительных последствий глобального кризиса стала потеря стимулов для развития мировой экономики. Практика реализации спонтанных инвестиционных проектов себя исчерпала и не сможет дать ощутимых положительных результатов. Дать стимул для развития мировой экономики в современной ситуации могут только масштабные трансрегиональные социально-экономические экономические проекты. Их разработка и реализация требуют создания совершенно новых принципов и новых форм управления процессами формирования и развития трансрегиональных экономических систем, учитывающих необходимость соблюдения законов Устойчивого Развития и сохранения национальной специфики участвующих в проектах государств. 

Одним из таких глобальных трансрегиональных социально-экономических проектов должен стать проект формирования евразийского социально-экономического пространства. В этом проекте географическое положение России и ее ресурсы дадут возможность не только создать основную часть экономической инфраструктуры Евразии – транспортные магистрали и энергетическую основу, но в значительной степени решить проблемы продовольственной безопасности Евразийского континента. Эти факторы априори определят системообразующий статус России в этом регионе, что вписывается в сферу стратегических интересов России, т.к. этот статус обеспечит ей мощный стимул для восстановления и развития своего национального экономического и политического потенциала. С точки зрения системного подхода запуск такого трансконтинентального проекта даже на начальном этапе даст не только импульс для   развития экономик России и Азии, но, что особенно важно, даст старт всем процессам реализации устойчивого, сбалансированного развития. 

Кроме того, реализация масштабных трансрегиональных экономических проектов даст не только необходимый стимул для экономического развития всех участвующих в Союзе государств, но, также, позволит остановить развитие масштабных миграционных процессов. Эти неуправляемые процессы смешения различных культур приводят к возникновению межэтнических и межконфессиональны конфликтов, которые пока могут решаться только в рамках межконфессиональных программ, но этого недостаточно для решения миграционной проблемы. А, между тем, миграционные процессы представляют собой один из самых мощных механизмов разрушения государственных образований. 

Разработка и реализация стратегии устойчивого развития потребует, также, создания нового комплексного межгосударственного научного направления, которое, консолидируя все самые передовые исследования в области базовых законов функционирования экосистем и социально-экономических процессов, позволит разработать тот свод основных законов их совместной деятельности, который будет гарантом продолжения истории цивилизации. 

Россия имеет все предпосылки, чтобы принять в перечисленных процессах самое активное участие. Ее географические особенности, ее природные и интеллектуальные ресурсы, ее геополитический статус и, главное, ее исторический опыт обустройства больших территорий, населенных народами разных культур, обуславливают системообразующую роль России в процессах социально-экономического развития Евразийского континента. Мы можем и должны предложить всему миру проект сбалансированного, устойчивого развития Евразийского континента в любых масштабах на основе того системного подхода и тех системных механизмов, которые были предложены ЦСКП в Российском Проекте и стратегия реализации которого разрабатывается сегодня Координационным Советом. 

В идеологической основе Российского Проекта лежат принципы социального консерватизма, отражающие необходимость сохранения ключевых ценностей народов, населяющих Россию, их духовно-нравственных ориентиров и менталитета, сохранение и использование исторического опыта развития, преемственность поколений, сохранение мира и добрососедских отношений. Последнее обстоятельство подтверждается многолетними дружественными связями со многими государствами мира. 

В сегодняшней кризисной ситуации, несмотря на свое состояние, Россия может и должна выступить с глобальным системным проектом формирования евразийского пространства, привлекая к нему интерес всех потенциальных участников. Реализация такого масштабного и амбициозного проекта – это единственная возможность для сохранения не только Российского государства. Реализация такого проекта на территории Евразии позволит создать так необходимую сегодня мировому сообществу территорию Устойчивого развития социально-экономических систем и, прежде всего, на территории СНГ. Сегодня есть все предпосылки для осуществления именно глобальных проектов, сегодня они востребованы как никогда, а Россия обладает ресурсами для реализации самого востребованного из них. Именно Евразийский проект сегодня должен стать стратегической целью страны. 

Разработка и реализация такого проекта потребует значительного расширения функциональной сферы государства и научной системы и создания совершенно новых механизмов их совместной деятельности в рамках единых системообразующих управляющих структур. Такие управляющие структуры должны консолидировать в своих рамках весь необходимый для реализации проекта потенциал его участников, включая политический, административный и научный. Методология системного проектирования, используемая в рамках этих структур, дает возможность представить достаточно четкую конструкцию будущей системы, оптимизировать процесс расстановки приоритетов при реализации любой части проекта, четко определить цели, функции и ответственность каждого участника, сделать прозрачными все системные процессы и обеспечить комплексный контроль за их результатами. 

Эти структуры должны быть самонастраивающимися, открытыми для синергетических и интеграционных процессов и иметь системную защиту формируемого ими экономического пространства от внутренних и внешних деструктивных процессов, включая системные интервенции и коррупционные процессы. Это, в значительной степени, будет упрощать согласование позиций по всем вопросам межгосударственного взаимодействия. 

Эти структуры должны быть гибкими, оперативно реагирующими на изменения внутренней и внешней ситуации. Это обстоятельство является особенно важным, т.к. решение любой проектной задачи в рамках очень сложного трансрегионального проекта будет происходить в условиях прогрессирующей системной нестабильности, когда возможно внезапное появление непредвиденных проблем и развитие деструктивных системных процессов, требующих быстрой перестройки приоритетов или корректировки стратегии. 

Безусловно, для реализации всех перечисленных функций указанные системы управления должны иметь мощную информационно-аналитическую инфраструктуру, позволяющую в режиме реального времени обеспечивать сопровождение процесса принятия управленческих решений в любом сегменте проекта. Эта инфраструктура является также частью Российского проекта. 

Следует подчеркнуть еще раз, что в сегодняшней кризисной ситуации, несмотря на свое состояние, Россия может и должна выступить с таким глобальным системным Евразийским проектом. Россия обязана позиционировать себя в качестве одного из мировых лидеров в вопросах построения глобальных системных пространств. Такое утверждение не является следствием великодержавных амбиций, оно продиктовано сегодняшним состоянием Российского государства, его природным потенциалом и развитием глобального кризиса, в том числе ресурсного. Для сохранения России глобальная роль должна стать стержнем стратегии государственного строительства. 

Одной из главных предпосылок такого позиционирования России в глобальных процессах является ее исторический опыт, который позволил ей на территории Евразии сформировать многоконфессиональную и многонациональную Цивилизацию, просуществовавшую много веков, и сохранить все народы, проживающие на ее территории. Причиной ее разрушения явилась не слабость созданной цивилизационной конструкции, а слабость и вырождение ее элиты. 

Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок