Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54

Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru

Мы в инстаграме Наша группа вконтакте

Гарненко Сергей Александрович, к.ю.н., профессор

 

Принятие новой редакции закона "Об образовании", внесение существенных изменений в Гражданский кодекс РФ, переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров, явилось катализатором для решения давно назревших проблем подготовки юристов.

В данной статье будут затронуты некоторые "земные",  спорные вопросы. Автор не претендует на приоритет в постановке проблем, но настаивает, что настало время их решать, предлагая некоторые, хотя и  спорные, варианты решения.

Известно, что слово "право" имеет множество различных значений. Определение данного понятия составляет задачу учебной дисциплины "Теория государства и права".

В том числе, о праве нередко говорят  как об учебной дисциплине, предметом которой является юриспруденция.

Содержание учебной дисциплины, которую изучают будущие юристы - это совокупность человеческих знаний, являющихся предметом с одной стороны изучения, а с другой преподавания.

Несомненно, назрела необходимость внести существенные коррективы в изучение и  преподавание "Теории государства и права". Содержание данной учебной дисциплины существенно отстаёт от потребностей современной подготовки юристов, причём как будущих учёных, так и практических работников (судей, юрисконсультов, адвокатов, прокуроров, следователей).

Предлагается ввести курс "Теория права". Основные вопросы "теории государства", изучаются, как известно, в средней школе в рамках "Обществознания" и расширяются в рамках изучения в высшем учебном заведении таких учебных дисциплин как "История политических и правовых учений", "История государства и права" и других, дублировать их повторно в рамках академического курса, представляется лишним.

Обратимся к широко известному изречению римского юриста 2 века нашей эры Ульпиана: "...изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению Римского государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении".

Можно утверждать, Ульпиан сформулировал два принципиальных подхода именно к  изучению права: как право защищает публичные, а как частные интересы граждан, а так же созданных ими юридических лиц.

Вместе с тем, остро необходимо ввести преподавание таких учебных дисциплин как "Теория гражданского прау" и "Теория уголовного права". (Возможно, более правильным будет следующие названия: "Теория частного права" и "Теория публичного права"). Полученные  в ходе их изучения знания  стали бы прочным теоретическим фундаментом для изучения действительно основных для  юристов предметов - частного (ядро которого составляет гражданское) права и публичного (прежде всего, уголовного) права, а значит, стали бы основой подготовки будущих учёных и практических работников.

Обучаемые в рамках изучения "Теории гражданского права" должны получить знания о системообразующих  понятиях гражданского права - правовых категориях, то есть знания без которых не представляется возможным в дальнейшем уяснение, понимание, осмысление, развитие положений гражданского права теперь уже как учебной дисциплины и науки, а так же, разумеется приобретение навыков практической работы.

Сейчас эти знания в рамках "Теории государства и права" либо не преподаются вовсе, либо представления о них студенты получают весьма поверхностные.

Учебная дисциплина "Теория частного права", несомненно, призвана стать фундаментом юридического мышления вообще.

Цивилисты должны переосмыслить такие правовые категории как "право в объективном смысле", "право в субъективном смысле", "дуализм права" (с определением критериев разграничения), "дуализм частного права", "предметно-методологическое разделение права"( пора от советских теорий разделения права перейти к новым, возобновив дискуссию о разделении права).

Возможно настало время "замахнуться на нашего, понимаешь, Вильяма Шекспира", критически подойти к господствующей отраслевой теории разделения права.

В рамках "Теории гражданского права" предлагается разрешить "проблему" хозяйственного (предпринимательского, коммерческого права). Никто не оспаривает полезность преподавания таких учебных дисциплин, но окончательно определиться с невозможностью существования подобных "отраслей права", представляется весьма важным.

Опираясь на статью 2 Гражданского кодекса РФ отметим, что гражданское право регулирует имущественные отношения. Современное гражданское право, хотя и составляет ядро частного права, тем не менее, существуют общественные (частные) отношения, где нарушена монополия гражданско-правового регулирования.

Классификация частных отношений, находящихся под влиянием публичного права назрела.

Появившиеся естественным путём, как правило ещё в советский период, особые области общественных отношений, подвергающиеся комплексному правовому регулированию, пересекаются между собой, накладываются.

Следует осмыслить соотношение гражданского права и семейного права, гражданского права и трудового права,  гражданского права и природоресурсного права, гражданского права и жилищного, гражданского права и хозяйственного права, гражданского права и международного частного права.

Особо следует поставить вопрос о соотношении преподавания гражданского права и гражданского процессуального права. Годами складывается ситуация, когда одни юристы прекрасно знают материальное право, но имеют пробелы в изучении процессуального права и наоборот.

Все практические занятия по гражданскому праву необходимо проводить в процессуальной форме, урегулированной Гражданским процессуальным кодексом (Арбитражным процессуальным кодексом).

Необходимо всячески подчёркивать, что Гражданский кодекс РФ является важнейшим источником гражданского процессуального права.

Остановимся лишь на одном примере. В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ и, магия цифр, 65 АПК РФ, каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований, так и возражений. Но понимание того, что есть "обстоятельства дела" невозможно без освоения темы "Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений".

Между тем, в рамках традиционного представления о гражданском процессуальном праве как праве публичном, обнаруживаются частно-правовые элементы. Защищаются в судах гражданские права субъектов исключительно их действиями (изменение предмета или основания иска, признание иска, отказ от иска, заключение мирового соглашения, обжалование судебных постановлений), исходя из автономии воли, преследуя удовлетворение, как правило, частных интересов.

Несомненно, появление в РФ системы арбитражных судов, а так же арбитражного процессуального права явилось важным шагом по формировании в нашей стране правового государства.

Более того, защита гражданских прав в арбитражных судах предусмотрена Конституцией РФ. Тем не менее, по образному выражению М.М. Агаркова  - "юридические конструкции законодателя для учёного не обязательны".

Между тем, настало время поставить вопрос об искусственном выделении особого рода  судов для разрешения споров в области экономики (прежде всего предпринимательской деятельности) и появление при этом особого процессуального порядка разрешения таких споров (арбитражного процесса).

Речь идёт, прежде всего, об основном источнике арбитражного процессуального права - Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Трудно не согласиться с тем фактом, что отличия между гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом придуманы искусственно. А если взять основные институты данных правовых отраслей, (подведомственность, подсудность, иск, доказывание и доказательства, судебное разбирательство) то здесь прослеживается, по существу, тождество.

Целью изучения любой учебной дисциплины должны стать глубокое усвоение существа основных категорий, конструкций,  знание и понимание основных тенденций развития правового регулирования общественных отношений.

Исходя из поставленной цели, основные задачи изучаемых дисциплин должны  решатся методологическим, а не информационным подходом к обучению, прежде всего это теоретико-познавательная задача получения, усвоения, и систематизации  знаний.

Студенты должны сформировать определённые навыки как научно-теоретического подхода к рассматриваемым правовым явлениям, так и практического их использования в юридической работе.

Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок